(1)Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. (2)Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. (3)В той или иной мере, конечно. (4)Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». (5)Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомлённости.
(6)Техника заполонила собой всё и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. (7)Но природа не терпит пустоты. (8)Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить её. (9)3аменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. (10)Это многое обладает одним свойством — страшной агрессивностью. (11)Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии.
(12)Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности — спокойно противопоставить ей духовность, культуру. (13)Агрессивность происходит от потребности в деятельности. (14)Это деятельность в чистом виде, без содержания. (15)Жажда деятельности — естественное свойство человека. (16)Её нужно вооружить полноценным содержанием. (17)Именно культура даёт достойное, высокое содержание этой жажде активности. (18)Благодарякультурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы — полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. (19)Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную по своей природе культуру. (20)Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. (21)Она сама в себе несёт притягательность. (22)Она никого не отталкивает, но всех приглашает. (23)Поэтому-то культура вечна и даёт выход жаждущему деятельности человеку.
(24)Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? (25)Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. (26)Тем более неоднозначно такое явление, как культура. (27)Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. (28)Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!
(29)Возьмём только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание — «классическая культура» или даже проще: «классика» — и остановимся на классических произведениях. (30)Классические произведения — это те, что прошли испытание временем, те, что остались современны и для нас.
(31)Классика — это то, что остаётся постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. (32)А самое главное — она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается, причащается к ней. (33)В каком смысле «содержательнее»? (34)Содержательнее культурным опытом. (35)Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. (36)Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.
(37)Культурный человек — это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. (38)Отсюда приобрёл уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.
(39)Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, — это и есть люди культуры, интеллигенты. (40)Интеллигенты — это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. (41)Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность.
(42)Интеллигента можно узнать по отсутствию в нём агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения.
(43)Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».
(По Д. С. Лихачёву)
Задание
24.
«Д. С. Лихачёв вовлекает своих читателей в диалог, используя при этом приём —
(А)____ (предложения 24-28, 33, 34). Понятия и явления, о которых рассуждает
автор, только на первый взгляд кажутся однозначными — наверное, поэтому в
тексте так часто встречается лексическое средство — (Б)____ ("чужому"
— "своих", "прошлом" — "настоящем" в предложении
39). Автор делится с читателями мыслями о том, что ему кажется важным,
акцентируя внимание с помощью такого приёма, как (В)____ ("полезные"
в предложении 18, "культура" в предложении 27), и такого тропа, как
(Г)_____ (предложения 16, 43)».
Список
терминов:
1)
контекстные синонимы
2)
градация
3)
сравнение
4)
лексический повтор
5)
антонимы
6)
анафора
7)
риторическое обращение
8)
вопросно-ответная форма изложения
9)
метафора
Решение.
1.
Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в
рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп
или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое
средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере курсивом!
А
– синтаксическое средство.
Б
– лексическое средство.
В
– лексическое средство.
Г
– троп.
2.
Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические средства.
Тропы:
3, 9.
Синтаксические
средства: 6, 7, 8.
Лексические
средства: 1, 2, 4, 5.
Таким
образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4 терминов. Термины в
задании не повторяются.
3.
Выберем правильный термин.
А
– есть вопрос и ответ – вопросно-ответная форма изложения, 8.
Проверка.
Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной
форме, грамматических ошибок нет.
«Д.
С. Лихачёв вовлекает своих читателей в диалог, используя при этом приём — (А)
вопросно-ответная форма изложения (предложения 24-28, 33, 34). Понятия и
явления, о которых рассуждает автор, только на первый взгляд кажутся
однозначными — наверное, поэтому в тексте так часто встречается лексическое
средство — (Б) антонимы ("чужому" — "своих",
"прошлом" — "настоящем" в предложении 39). Автор делится с
читателями мыслями о том, что ему кажется важным, акцентируя внимание с помощью
такого приёма, как (В) лексический повтор ("полезные" в предложении
18, "культура" в предложении 27), и такого тропа, как (Г) метафора
(предложения 16, 43)».
В
ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и
запятых.