(1)Брестская крепость. (2)Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. (3)Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость.
(4)3десь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. (5)Сдерясанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнемётами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костёла.
(6)Не спешите. (7)Вспомните. (8)И поклонитесь.
(9)В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. (10)Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям... (11)И вы непременно остановитесь возле знамени — единственного знамени, которое пока нашли в крепости. (12)Но знамёна ищут. (13)Ищут, потому что крепость не сдалась и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга.
(14)Крепость не пала. (15)Крепость истекла кровью.
(16)Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. (17)На десятом, в апреле 1942 года. (18)Почти год сражался этот человек. (19)Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. (20)Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский солдат.
(21)Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. (22)Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул.
(23)Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. (24)Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. (25)Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита:
С 22 ИЮНЯ ПО 2 ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ.
(26)Целый день старая женщина читает эту надпись. (27)Стоит возле неё, точно в почётном карауле. (28)Уходит. (29)Приносит цветы. (30)И снова стоит, и снова читает. (31)Читает одно имя. (32)Семь букв: «НИКОЛАЙ».
(33)Шумный вокзал живёт привычной жизнью. (34)Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, громко смеются люди. (35)И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина.
(36)Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. (37)Важно только то, за что они сражались.
(По Б. Л. Васильеву)
Задание
25.
«Брестскую крепость автор описывает при помощи такого тропа, как (А)___
("помнят эти камни" в предложении 4, предложение 15). Обращаясь к
каждому из нас, Б. Л. Васильев использует синтаксическое средство —
(Б)___(предложения 6—8). Сердце щемит, когда читаешь об утратившей на войне
сына женщине, переживания которой автор передаёт с помощью таких приёмов, как
(В)___(предложения 21 и 23, 24 и 25) и (Г)___(предложения 34 и 35)».
Список
терминов:
1)
синонимы
2)
противопоставление
3)
эпитет
4)
олицетворение
5)
книжная лексика
6)
анафора
7)
односоставные предложения
8)
риторическое восклицание
9)
разговорная лексика
Решение.
1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое
средство. Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках
слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер
предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда
выделен в примере курсивом!
А – троп.
Б – синтаксическое средство.
В – синтаксическое средство.
Г – синтаксическое средство.
2. Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и
синтаксические средства.
Тропы: 3, 4.
Синтаксические средства: 2, 6, 7, 8.
Лексические средства: 1, 5, 9.
Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4
терминов. Термины в задании не повторяются.
3. Выберем правильный термин.
А – «камни помнят» – олицетворение, 4.
Б – односоставные предложения, 7.
В – слово «каждый» в начала 21 и 23 предложения – анафора, 6.
Г – противопоставление, 2.
Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все
слова стоят в правильной форме, грамматических и смысловых ошибок нет.
«Брестскую крепость автор описывает при помощи такого тропа, как
(А) олицетворение ("помнят эти камни" в предложении 4, предложение
15). Обращаясь к каждому из нас, Б. Л. Васильев использует синтаксическое
средство — (Б) односоставные предложения (предложения 6—8). Сердце щемит, когда
читаешь об утратившей на войне сына женщине, переживания которой автор передаёт
с помощью таких приёмов, как (В) анафора (предложения 21 и 23, 24 и 25) и (Г)
противопоставление (предложения 34 и 35)».
В ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв,
без пробелов и запятых.