ЕГЭ и ОГЭ
Главная > 2018: ЕГЭ, ОГЭ Математика, Физика, ... > ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 типовых экзаменационных вариантов.
< Предыдущий Следующий >

Вариант 36. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

1
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В 1748 г. был издан трактат В. К. Тредиаковского «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой и всём, что принадлежит к сей материи», в котором впервые были описаны все основные принципы русской орфографии.

2) Считая фонетическое письмо наиболее доступным массам, В. К. Тредиаковский не признавал традиционное написание, а для людей, владеющих нормами литературного языка, делал ряд уступок, что описано в его трактате.

3) В. К. Тредиаковский первый заинтересовался основами русской орфографии, провозгласив фонетический принцип письма, не имевший, однако, решающего значения в истории нашего правописания, и первым изучил и описал в своём трактате русскую фонетику.

4) Первым, кто подробно изучил русскую фонетику, является В. К. Тредиаковский, признававший правильным только то произношение, которое соответствует описанным в его трактате нормам литературного языка.

5) Фонетический принцип правописания, провозглашённый В. К. Тредиаковским, не лёг в основу русской орфографии, но взгляды, изложенные в его трактате, положили начало изучению русской фонетики.

Перейти к решению

 

2
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Во-вторых,

И хотя

Поэтому

А если

Согласно этому

Перейти к решению

 

3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПИСЬМО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПИСЬМО, -а, ср.

1) Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным. Заказное п.

2) Умение, навыки писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма.

3) Система графических знаков для передачи, запечатления звуков речи. Словесно-слоговое п. Арабское п. Иероглифическое п.

4) Манера художественного изображения, создание произведений живописи с помощью определённых приёмов. Портретное п. Икона старинного письма.

5) Передача и воспроизведение музыки с помощью нотных знаков. Нотное п. Оперное п.

Перейти к решению

 

4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

(у) нОгтя

пОнявший

начАвшись

снятА

стАтуя

Перейти к решению

 

5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Брусника растёт в БОЛОТИСТОЙ местности.

Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.

Младший брат получил в подарок ножичек с КОСТНОЙ ручкой.

Молодой учитель ловил на себе ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно говорить обо всём, что накопилось у него на душе.

В спектакле было использовано множество СЦЕНИЧЕСКИХ эффектов.

Перейти к решению

 

6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

ПОЛОЩУЩИЙ бельё

косточки ЧЕРЕШЕН

ПОПРОБУЙ прочитать

многие ДИРЕКТОРЫ школ

Перейти к решению

 

7
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В изученных исторических исследованиях говорилось о том, что способствовало превращению Франции в централизованное государство.

2) В наше время непрерывно растёт объём передающейся информации по глобальным линиям магистральной связи.

3) Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

4) Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».

5) На одном из самых известных полотен И. К. Айвазовского «Девятом вале» изображено море после сильнейшего ночного шторма.

6) Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.

7) Став столицей Олимпийских игр, в Сочи было построено большое количество спортивных объектов и гостиниц.

8) Участвуя в дискуссии, подтверждайте свои выводы убедительными фактами.

9) Одним из тех, кто прославился как гениальный правитель и полководец, был Александр, властитель Македонии.

Перейти к решению

 

8
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

предст..вление

к..лыхаясь

декл..рация

распол..жение

г..рячий

Перейти к решению

 

9
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..одолел, пр..града

ра..шифрую, и..брать

о..далил, на..пилил

пр..сечь, пр..брать

р..зослал,  д..писал

Перейти к решению

 

10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

толщ..на

откруч..вать

ненавид..вший

податл..вый

подраг..вать

Перейти к решению

 

11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

рокоч..т (самолёт)

немысл..мый

раска..шься

законч..нный

движ..шься

Перейти к решению

 

12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ляпишев ни во что (НЕ)ВЕРИЛ.

(НЕ)ПРИЗНАВАЯ авторитетов, трудно найти истину.

Этого человека оказалось (НЕ)ТАК легко увлечь новыми идеями.

Кругом царила (НЕ)ВЕРОЯТНАЯ тишина.

На (НЕ)ПОКРЫТОМ скатертью столе расставлены различные яства.

Перейти к решению

 

13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ (ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

По некоторым мелочам, (ПО)ТОМУ, например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, хотя новости были ВСЁ(ТАКИ) хорошие.

(В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей недели Сергей усиленно готовился к экзамену, а (ЗА)ТЕМ уехал на соревнования по горным лыжам.

Перейти к решению

 

14
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

По мнению М. Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

Перейти к решению

 

15
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские да круглые кисти.

2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.

3) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом хрупкого инея.

4) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.

5) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

Перейти к решению

 

16
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Образованная на речке (1) запруда (2) по диагонали пересекавшая усадьбу Абрамцево (3) являлась естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

Перейти к решению

 

17
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ах (1) война (2) что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики (3) головы подняли —

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом — солдат...

До свидания (4) мальчики!

Мальчики (5)

постарайтесь вернуться назад.

(Б. Ш. Окуджава)

Перейти к решению

 

18
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

Перейти к решению

 

19
Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишнёвый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.

Перейти к решению

 

20
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Из-за содержания в стеблях и листьях фикуса особых ядов это популярное домашнее растение может навлекать аллергические реакции.

Перейти к решению

 

21
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Профессор не благоволит студентам, которые ходят к нему домой пересдавать экзамены и торгуются с ним.

2) В своё оправдание ленивые студенты, не сдавшие экзамена профессору, приводят абсолютно разные аргументы.

3) По убеждению рассказчика, не стоит тратить время на занятие делом, которое тебе не по душе.

4) Жанр диссертации, в отличие от сочинения, не предполагает творчества и самостоятельности, даже выбор темы исследования целиком зависит от научного руководителя.

5) Молодой докторант испытывает искреннее уважение к своему научному руководителю, несмотря на то что тема диссертации вызывает гнев профессора.

Перейти к решению

 

22
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 13 представлено описание.

2) В предложениях 33-35 представлено рассуждение.

3) В предложении 36 содержатся описание и рассуждение.

4) Предложение 47 включает описание.

5) Предложения 53 и 55 противопоставлены по содержанию.

Перейти к решению

 

23
Из предложений 46-51 выпишите слово, употреблённое в переносном значении «тот, кто посвятил себя служению чему-либо».

Перейти к решению

 

24
Среди предложений 58-65 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Перейти к решению

 

25
«Герой-рассказчик — видный профессор одного из университетов — в общении с посетившими его студентом и докторантом сдержан и рассудителен, в его речи часто встречается синтаксическое средство — (А)____(в предложениях 19, 26, 31). Тем не менее у его выдержки и самообладания есть предел: после встречи с докторантом в речи рассказчика появляются синтаксическое средство — (Б)____(предложения 60-62) и приём — (В)____ (предложения 68—69). Отношение профессора к научной деятельности докторанта ярко характеризует лексическое средство — (Г)____ ("грош цена" в предложении 72)».

Список терминов:

1) анафора

2) эпитет

3) олицетворение

4) вводные слова

5) книжная лексика

6) фразеологизм

7) парцелляция

8) восклицательные предложения

9) обращения

Перейти к решению

 

< Предыдущий Следующий >
Темы раздела